"Телефон доверия" для приёма сообщений о фактах нарушений на поднадзорных объектах (8793) 34-64-24, Обращаем внимание, адрес Управления изменился: Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, тер. СНТ Машук-2, ул. Ореховая д. 6

Надзор за объектами нефтегазового комплекса

          Межрегиональный отдел по надзору за объектами нефтегазового комплекса является структурным подразделением Кавказского управления Ростехнадзора. Отдел осуществляет свою деятельность по следующим направлениям надзора:

-        надзор в нефтегазодобывающей промышленности;

-        надзор за объектами трубопроводного транспорта;

-        надзор за объектами нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения;

На территории Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республик). Поднадзорно 117 предприятий, эксплуатирующих 196 опасных производственных объектов, из которых мини нефтеперерабатывающих заводов – 54.

Коротко расскажем о надзоре за объектами нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения и основных проблемных вопросах.

Объектов 1 класса опасности, на которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года
№ 455, осуществляется режим постоянного государственного надзора – 4, (ООО «Ставролен», Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Р. Люксембург, 1, - 3 объекта и ОАО «Дагнефтепродукт», Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Каммаева, 1, – 1 объект). Объектов 2 класса опасности – 9, объектов 3 класса опасности – 179, объектов 4 класса опасности – 5.

По состоянию на 25 апреля месяца 2017 года проведено 43 проверки поднадзорных организации. Плановых проверок – 1, внеплановых – 27 (проверок выполнения ранее выданных предписаний 24, проверок соблюдения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий - 3), проверок в рамках постоянного государственного надзора- 15. При проведении проверок выявлено 130 нарушений обязательных требований промышленной безопасности и наложено 13 административных штрафов на общую сумму 2 млн. 890 тысяч рублей (на должностных лиц 6 штрафов на сумму 190 тысяч рублей, на юридические лица – 7 штрафов на сумму 2 миллиона 700 тысяч рублей за нарушение требований промышленной безопасности и неисполнение предписаний:

В отношении двух предприятий (мини НПЗ), материалы дел об административных правонарушениях переданы на рассмотрение по подведомственности в районные суды на административное приостановление деятельности, по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

За период с ноября месяца 2016 года по апрель месяц 2017 года аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма на поднадзорных предприятиях не зарегистрировано.

Основные проблемные вопросы объектов нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектов нефтепродуктообеспечения:

1. Не своевременно пересматриваются технологические регламенты на предприятиях топливно-энергетического комплекса.

2. Для проведения операций слива - налива в железнодорожные цистерны ЛВЖ и ГЖ применяются не герметичные устройства (узлы).

3. Пункты налива в автоцистерны не оборудованы надежными автоматическими устройствами, исключающими перелив цистерн.

4. Резервуары и трубопроводы с легкозастывающими и вязкими продуктами и реагентами не оборудованы обогревом.

5. Не оформляются актами периодические осмотры производственных зданий и сооружений.

6. Не подвергается профилактическому осмотру резервуарное оборудование и арматура (дыхательные клапана, предохранительные клапана, огневые предохранители, задвижки и др.) с записью в журнал осмотра.

7. Отсутствуют разработанные и согласованные планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

8. Насосы, применяемые для нагнетания ЛВЖ и ГЖ  не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений.

9. Отсутствует дистанционное отключение насосов, перемещающих горючие продукты.

10. Взрывопожароопасные производственные объекты не оснащены датчиками довзрывных концентраций (ДВК) и газосигнализаторами предельно допустимых концентраций (ПДК).

11. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов не оборудованы средствами автоматического контроля уровня, сниженными пробоотборниками.

12. Консервация и ликвидация опасных объектов зачастую проводится без оформления соответствующей проектной документации.

13. Предприятиями не переоформлены лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов 1, 2, 3 классов опасности, в связи с изменением лицензируемого вида деятельности.

14. Не организован и не осуществляется производственный контроль, не своевременно представляется отчетная информация по организации и осуществлению производственного контроля.

15. Эксплуатирующими организациями не выполняются вообще, или не  в полном объеме выполняются ранее выданные предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности.

16. Острой проблемой ОПО по-прежнему продолжает оставаться эксплуатация технологического оборудования и трубопроводов, отработавших 20 лет и более, старение технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

 

Межрегиональный отдел по надзору за объектами нефтегазового комплекса осуществляет контрольно-надзорные мероприятия на опасных производственных объектах нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта, расположенных на территориях Ставропольского края, Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей, Республик Дагестан, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Чеченской Республики.

 

Объекты магистрального трубопроводного транспорта

Эксплуатацию объектов магистрального трубопроводного транспорта осуществляют организации ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ООО «Газпром трансгаз Махачкала» и ОАО «Чеченгазпром», основными видами деятельности которых являются транспортирование природного газа промышленным и бытовым потребителям, а также поддержание надлежащего технического состояния объектов.

В общем состояние промышленной безопасности на объектах магистрального трубопроводного транспорта в удовлетворительном  состоянии.

Объекты эксплуатируются при давлениях, не превышающих величину разрешённых рабочих давлений. Осуществляется контроль за охранными зонами и минимальными расстояниями участков магистральных газопроводов.

 Патрулирование участков производится с помощью линейных обходчиков, автотранспортом, а также облётом трасс на вертолетах.

Обследование производится специализированными организациями, по результатам которых определяются объёмы ремонтных работ и режим эксплуатации, по выявленным дефектам принимаются меры для их устранения.

Выполняется программа капитального ремонта линейной части, подводных переходов методом замены изоляционного покрытия или полной заменой участков трубопроводов.

Ведется работа по приборно-водолазному обследованию подводных переходов. Определено плановое и высотное положение, выявлены места оголения и провисания газопроводов. Дана оценка состояния изоляционного покрытия с определением мест повреждения.

Выполняются работы по диагностическому обследованию переходов магистральных газопроводов через авто- и железные дороги с использованием акустико-эмиссионного, ультразвукового методов и измерения твёрдости металла.

При этом:

Организация ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ведет эксплуатацию магистральных газопроводов общей протяжённостью более 8000 км, из которых 3200 км эксплуатируется более 30 лет, а также 332 газораспределительные станции из которых 224 эксплуатируются от 20 до 40 лет.

В эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Махачкала» находятся магистральные газопроводы общей протяжённостью 1607 км, из которых 564 км эксплуатируется более 30 лет, а также 82 ГРС, 6 из которых эксплуатируются более 30 лет.

Общество «Чеченгазпром» эксплуатирует магистральные газопроводы общей протяжённостью 573 км, из которых 435 км эксплуатируется более 30 лет.

В течение всего срока эксплуатации трубопроводы испытывают динамические нагрузки (пульсации давления и связанные с ними вибрации, гидроудары и т.д.). Они возникают при работе нагнетательных установок, срабатывании запорной арматуры, случайно возникают при ошибочных действиях обслуживающего персонала, аварийных отключениях электропитания, ложных срабатываниях технологических защит и т.п.

Соответственно техническое состояние эксплуатируемых по 20-30 и более лет трубопроводных систем оставляет желать лучшего, а замена изношенного оборудования и трубопроводной арматуры ведется крайне низкими темпами.

Наблюдается постоянное снижение объемов финансирования нового строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации, технического обслуживания и текущего ремонта физически изношенных и морально устаревших объектов магистральных трубопроводов.

Недостаточно применяются разработки нового оборудования, приборов и технологий дефектоскопии трубопроводов и оборудования, а также разработка новых нормативных документов и пересмотр устаревших.

Хотим уделить особое внимание такой крайне важной проблеме, как нарушение охранных зон магистральных газопроводов, к которым относится не только линейная часть, но и газораспределительные станции, вертолетные площадки, вдоль трассовые проезды, линии электропередач и др.

Приведем некоторые цифры:

-        По Республике Дагестан выявлено 721 нарушение охранных зон. В большей степени это частные жилые строения в количестве 541 единицы, 7 станций технического обслуживания, 42 крестьянско-фермерских хозяйства; 5 мечетей и молельных комнат и 12 теплиц.

-        По Ставропольскому краю – 26 нарушений.

-        Астраханская область – 2 нарушения.

-        Кабардино-Балкария - 13 нарушений.

-        Ингушетия - 14 нарушений.

-        Калмыкия – 1 нарушение.

-        Ростовская область – 3 нарушения.

-        Северная Осетия - Алания - 17 нарушений.

-        Чеченская Республика - 22 нарушения.

В основном это частные домовладения и садовые участки.

С целью предотвращения возникновения нарушений охранных зон, организациями ведется плановая работа с администрациями районов, районными прокуратурами, а так же с Республиканскими прокуратурами и Министерствами соответствующих Республик.

Кроме того, уточняется нанесение газопроводов на районные карты с составлением актов. Публикуются объявления о прохождении газопроводов в средствах массовой информации, даются тематические сообщения по телевидению.

Несмотря на регулярно проводимую работу по предупреждению нарушений охранных зон, количество нарушений составляет огромную цифру.

Ростехнадзор обеспокоен нарушениями охранных зона и зон минимально допустимых расстояний и тем, к каким последствиям могут привести аварии на магистральных трубопроводах, проходящих в непосредственной близости от поселений и различных объектов с массовым пребыванием людей.

В Ростехнадзор поступают жалобы от жителей - собственников земельных участков. Ситуация получила широкое освещение в средствах массовой информации и требует урегулирования. Вместе с тем, в полномочия Ростехнадзора входит только контроль соблюдения обязательных требований к охранным зонам (их ширине и режиму использования).

Если при поведении проверки Ростехнадзором устанавливается, что охранная зона нарушена, владельцу трубопровода предписывается эти нарушения устранить. Ростехнадзор не имеет права принимать решения о сносе построек или, наоборот, о переносе трассы трубопровода.

Данное решение должно приниматься эксплуатирующей организацией самостоятельно. Все спорные вопросы между владельцами построек и организациями трубопроводного транспорта могут быть разрешены исключительно в судебном порядке.

При этом вопросы восстановления охранных зон объектов магистрального трубопроводного транспорта остаются актуальными с точки зрения безопасности.

Также серьезной проблемой является отсутствие заключённых договоров на техническое обслуживание газораспределительных станций, находящихся на балансе сторонних организаций и отказ потенциальных владельцев от данной собственности:

-        По Ставропольскому краю – 1 объект - ГРС Бородыновка.

-        Кабардино-Балкария– 2 объекта - ГРС - Кенделен; Герменчик.

-        РСО – Алания – 6 ГРС  - Исток; Тарское; Кадгорон; Полигон;
Н. Малгобек; Ср. Урух.

-        Республика Калмыкия - 1 объект – ГРС Нарын-Худук.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что опасные производственные объекты находятся без должного технического обслуживания и проведения регулярного диагностического обследования, что в свою очередь может привести к созданию аварийных ситуаций и как следствие может привести к прекращению подачи газа потребителям.

 

Объекты нефтегазодобычи

Организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья, осуществляют свою деятельность на основании лицензий на пользование недрами нефтяных и газовых месторождений.

Выделяются основные проблемы при эксплуатации объектов нефтегазодобывающего комплекса:

-        содержание под устьевым давлением большого количество скважин консервационного фонда.

-    нарушение изоляционного покрытия и дефекты фонтанных арматур и колонных головок, такие как негерметичность задвижек, использование нестандартного оборудования.

-        систематическое нарушение стандартов норм и правил ведения работ - замазученность территорий вокруг скважин, отсутствие обвалования скважин, в результате чего происходит загрязнение  почвы.

-        отсутствие проектов обустройства месторождений.

-        отсутствие метрологической аттестации замерных установок для оперативного учета.

-        здания и сооружения на опасных производственных объектах эксплуатируются без соответствующего спецобследования.

-        допускается эксплуатация резервуаров для хранения углеводородного сырья без технического освидетельствования.

-      не реализуются решения, запроектированные Проектами разработки месторождений в области маркшейдерского обеспечения буровых и добывных работ либо полное отсутствие маркшейдерского обеспечения горных работ.

Остановимся на такой серьезной проблеме, как состояние промысловых и межпромысловых трубопроводов.

Всего на поднадзорной отделу территории находится в эксплуатации 4776,62 км внутрипромысловых трубопроводов, на которых ежегодно отмечается свыше 50 инцидентов, приводящих к опасным последствиям.

Основными причинами высокой аварийности при эксплуатации трубопроводов является сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок трубопроводов, а также прогрессирующее старение действующих сетей.

На месторождениях эксплуатируется промысловые трубопроводы, из которых 30% имеют 30-летний срок службы, однако в год заменяется не более 2% трубопроводов.

В результате ежегодно происходят инциденты, сопровождающиеся выбросами нефти, в том числе в водоемы, причем их число ежегодно увеличивается, а значительная часть инцидентов преднамеренно скрывается от учета и расследования.

Основная причина аварий на внутрипромысловых трубопроводах - порывы труб, вызванные внутренней коррозией. Износ внутрипромысловых трубопроводов достигает порядка  80%, поэтому частота их порывов составляет 1,5 - 2,0 порыва на 1 км.

Ремонт трубопроводов ведется примитивным способом путем наложения заплаток на наружную поверхность изношенной трубы.

Самое страшное - это прогноз лавинообразного нарастания аварийности на трубопроводах из-за их изношенности, так как латанные и перелатанные трубопроводы в конце концов неизбежно превратятся в сплошные решета, что может привести к экологической катастрофе.

Подводя итог выдеим основные проблемы топливно-энергетического комплекса:

-        отсутствие проектной документации, неисправность оборудования;

-        несоответствие технических условий контрольно-измерительных приборов;

-        изношенность ручного инвентаря;

-        невыполнение планово-предупредительных ремонтов;

-        неукомплектованность штата;

-        нарушение правил эксплуатации оборудования;

-        несоответствие правилам технической документации;

-        несоблюдение должных инструкций, как руководящим персоналом, так и рабочими;

-        невозможность предотвратить хищение металлоизделий на устьях скважин, ограждений скважин;

-        малый объем финансирования проведения капитального ремонта магистральных газопроводов и газопроводов-отводов со сроком эксплуатации более 30 лет;

-        недостаточный объем капитального ремонта, реконструкции или замены газораспределительных станций со сроком эксплуатации более 30 лет;

-        недостаточный уровень телемеханизации и автоматизации объектов магистрального трубопроводного транспорта;

-        не все опасные производственные объекты, особенно на линейной части, оснащены средствами периметральной сигнализации и видеонаблюдения.

- недостаточное диагностическое обследование опасных производственных объектов линейной части магистральных газопроводов, газораспределительных станций и компрессорных станций для определения их фактического состояния и возможности продления сроков  эксплуатации.

-        отсутствие законодательной базы государственного регулирования безопасности функционирования магистральных трубопроводов.

Для осуществления безаварийной работы необходимо:

-        увеличить объёмы реконструкции и капитального строительства и ремонта опасных производственных объектов со сроком эксплуатации 30 лет и более;

-        увеличить объёмы диагностических обследований технических устройств на опасных производственных объектах;

-        увеличить объёмы модернизации оборудования на опасных производственных объектах.

-        необходимо принятие Федерального закона о магистральных трубопроводах. Разработка этого закона, начавшаяся в 1997 г., до сих пор не завершена.

-        принять на баланс ОАО «Газпром» газораспределительные станции, не входящие в Единую систему газоснабжения ОАО «Газпром».

-       для решения существующей проблемы нарушений охранных зон магистральных газопроводов необходимо провести уточнение и анализ имеющихся нарушений охранных зон и минимальных расстояний и количества объектов, находящихся в их границах, а также предлагается создать межведомственные комиссии при главах субъектов Российской Федерации для решения вопросов урегулирования ситуаций, связанных с нарушениями физическими и юридическими лицами охранных зон и минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.