"Телефон доверия" для приёма сообщений о фактах нарушений на поднадзорных объектах (8793) 34-64-24, Обращаем внимание, адрес Управления изменился: Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, тер. СНТ Машук-2, ул. Ореховая д. 6

Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их должностных лиц

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор осуществляет свою деятельность в установленной сфере непосредственно и через свои территориальные органы. 

Приказ Кавказского управления Ростехнадзора от 28.07.2021 №ПР-410-468-О "Об организации работы по досудебному порядку рассмотрения жалоб в Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Приказ Кавказского управления Ростехнадзора от 26.01.2022 №ПР-410-90-О "Об утверждении перечня должностных лиц Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ответственных за прием и рассмотрение жалоб, поступающих в рамках досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц"

1. Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан и организаций регламентированный главами 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: 

· заявления граждан и организаций о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации;

· заявления граждан и организаций об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти их должностных лиц рассматриваются судом общей юрисдикции.

Срок обращения с заявлением в суд общей юрисдикции по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти их должностных лиц согласно ст. 256 ГПК составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты. 


2. Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентированный главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: 

· заявления граждан, организаций и иных лиц об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;

· заявления оставшейся категории споров рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти. 

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. 

Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты. 


3. Внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора  и иных решений, регламентирован следующим: 

· Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

· Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

· постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

· приказом Ростехнадзора от 30.01.2012 № 66 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» установлен порядок направления жалоб на решения, принятые должностными лицами Ростехнадзора. Так, жалобы на решения, принятые должностным лицом Ростехнадзора, предоставляющим государственную услугу, руководителем территориального органа Ростехнадзора, подаются руководителю Ростехнадзора, принятые должностным лицом территориальных органов Ростехнадзора - руководителю территориального органа Ростехнадзора, принятые руководителем Ростехнадзора - в Правительство Российской Федерации. При этом жалоба должна содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».


4. Основания, условия и порядок обжалования гражданами, организациями  решений и действий (бездействий) государственных органов, подведомственных им учреждений и их должностных лиц в судебном порядке предусмотрены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). 

Гражданин, организация вправе оспорить в суде принятый и опубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти  (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) или должностного лица этого органа, а также иное решение, действие (бездействие) этого органа (его должностного лица), если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Административное исковое заявление подается в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными главой 2 КАС РФ.

Подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В силу статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к государственному  органу подается в суд по месту его нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия данного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный служащий.

В то же время КАС РФ предусматривает возможность определения подсудности по выбору административного истца. Согласно статье 24 КАС РФ  административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

КАС РФ устанавливает сроки обращения с административным исковым заявлением в суд:

– административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта;

– административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд).

Согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, установленным статьей 125 КАС РФ.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

В силу части 3 статьи 220 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти и его должностных лиц должны быть приложены документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

КАС РФ предусматривает возможность применения судом мер предварительной защиты по административному иску:

1) по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается;

2) по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

 

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Кроме того, положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.