Кавказское управление Ростехнадзора с 08 февраля 2020 г. поэтапно возобновляет работу с заявителями по принципу «одного окна». Прием осуществляется  по предварительной записи

Общепромышленный и горный надзор

Общепромышленный и горный надзор Кавказского управления Ростехнадзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Инспекторский состав осуществляет надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при  эксплуатации опасных производственных объектов по следующим видам надзора:

1.                Надзор в горнорудной и нерудной промышленности;

2.                Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованием;

3.                Надзор за объектами геолого-разведочных работ;

4.                Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения;

5.                Надзор за металлургическими и коксохимическими производствами и объектами;

6.                Надзор за химически опасными объектами и объектами спецхимии;

7.                Надзор за объектами газораспределения и газопотребления;

8.                Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья;

9.                Надзор за транспортированием опасных веществ;

10.           Котлонадзор;

11.           Надзор за объектами оборонно-промышленного комплекса.

Под надзором общепромышленного и горного надзора находится около 8917 опасных производственных объектов, в том числе:

-        I класса опасности – 7 объектов, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях»).

-        II класса опасности – 1017 объектов

-        III класса опасности – 6942 объекта

-        IV класса опасности – 951 объект

В 2016 году инспекторским составом было проведено порядка 1055 проверок соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности, из них 325 плановых проверок, 564 внеплановых проверок, 166 проверок, проведенных в рамках режима постоянного государственного надзора. Так же проведено 707 внеплановых проверок в отношении соискателей лицензии и лицензиатов, представивших заявления о предоставлении лицензии и о переоформлении лицензии.

В результате проведенных проверок было выявлено 3228 нарушений требований промышленной безопасности. К административной ответственности в виде штрафа привлечено 381 должностное лицо и 166 юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила                      30113 тыс. руб. Назначено 21 наказание в виде административного приостановления деятельности. Вынесено 38 предупреждений.

В 2016 году на поднадзорных общепромышленному и горному надзору Кавказского управления Ростехнадзора предприятиях произошло 4 аварии
(в результате одной аварии травмирован 1 человек с тяжелым исходом).

В 2016 году на поднадзорных предприятиях произошло 20 инцидентов, 19 инцидентов по причине отказа технических устройств, 1 – по причине отклонения от режима технологического процесса.

Основными типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований, выявленными при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на подконтрольных предприятиях, являются:  

-        непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; 

-        неудовлетворительная организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, зданий и сооружений, в том числе работ повышенной опасности;

-        отсутствие договоров на обслуживание с аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

-        отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов;

-        неудовлетворительное ведение и оформление эксплуатационной документации (в том числе после проведения ремонтов и испытаний оборудования);

-        эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на объектах, за пределами назначенных показателей эксплуатации (то есть назначенного срока службы или назначенного ресурса) без проведения экспертизы промышленной безопасности;

-        невыполнение, а также нарушение сроков выполнения мероприятий, предложенных экспертами в заключениях экспертиз промышленной безопасности;

-        применение в системах контроля, управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) - приборов, устройств и других элементов, отработавших свой назначенный срок службы.

Основными проблемами, влияющими на промышленную безопасность, являются:

-        износ основных фондов, эксплуатация зданий и сооружений, отработавших нормативный срок безопасной эксплуатации;

-        недостаточное финансирование программ по техническому перевооружению и модернизации  объектов;

-        формальный подход руководством организаций к вопросам обеспечения промышленной безопасности;

-        недостаточный уровень автоматизации устаревшего оборудования, задействованного в производственном процессе на опасных производственных объектах;

-        несвоевременное проведение капитальных ремонтов оборудования, производственных зданий и сооружений.

Указанное во многом связано с финансовым положением предприятий, неэффективностью производственного контроля, сокращением работников, обслуживающих объекты, а также проведением «оптимизации» (совмещение должностных обязанностей).

Инспекторским составом при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в отношении опасных производственных объектов 1 и 2 классов опасности производится расчет риска вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения требований в области промышленной безопасности. Произведенные расчеты показывают, что состояние опасных производственных объектов, эксплуатируемых поднадзорными организациями оценивается, как «удовлетворительно» или «хорошо».

Правомерное поведение – исполнения законодательства в области промышленной  безопасности.

В настоящее время разработано большое количество нормативно правовых актов, и в 2017 году вступили в силу следующие документы:

Федеральным законом от 22.02.2017 № 22-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в подпункт 1 пункта 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" внесены изменения:

Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:

III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более
(за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасный производственный объект, не проведена перерегистрация в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, класс опасности которого должен быть изменен в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 приложения 2 (в редакции Федерального закона от 22.02.2017
№ 22-ФЗ), плановые проверки такого юридического лица или такого индивидуального предпринимателя в отношении указанного объекта проводятся в соответствии с подпунктом "б" пункта 5.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2017 года вступили в силу  изменения в Федеральные нормы и правила  в области промышленной безопасности «правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом ФСЭТАН от 14.11.2013 №538, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
28 июля 2016 № 316:

-        скорректированы правила проведения экспертизы промышленной безопасности;

-        приведен перечень мероприятий, проводимых в рамках диагностирования технических устройств;

-        конкретизирован состав документации, которая подлежит рассмотрению при проведении экспертизы зданий и сооружений;

-        уточнено содержание заключения.